Любые преобразования, осуществляемые в обществе, имеют свои как положительные, так и отрицательные стороны. С этой точки зрения нельзя воспринимать наш опыт создания страховой медицины в 1996-1998 годах только критически, он имеет свои безусловные плюсы.
Самым главным результатом этой реформы является сохранение сети объектов системы здравоохранения и доступности медицинской помощи всему населению страны за счет вовлечения дополнительных средств с экономики.
К примеру, отсутствие такой специализированной программы привело к передаче детских дошкольных учреждений в частные руки, последствия этого ощущаются до сих пор.
Кроме того, экономические реалии 90-х годов несравнимы с текущей ситуацией. Как мы все помним, 20 лет назад многие предприятия испытывали серьезные финансовые трудности, большинство из них находились в состоянии банкротства, накопили огромные задолженности по зарплате. Экономический кризис стал основной причиной повсеместных неплатежей, в том числе и в Фонд медстрахования.
Ситуация с Фондом усугубилась еще и тем, что местные исполнительные органы, призванные обеспечивать стабильные отчисления за экономически неактивное население, также оказались в затруднительном положении.
Сегодня мы констатируем значительный рост занятости в экономике. На отечественных предприятиях трудятся более 6,5 млн наемных работников, ежемесячно работодатели отчисляют 53 млрд тенге в Единый накопительный пенсионный фонд и 23 млрд тенге в Фонд социального страхования в пользу своих работников. Стоит отметить, что обязательства по выплате взносов в ФСМС за экономически неактивное население государство берет на себя.
При создании современной системы ОСМС учтены прошлые ошибки.
Во-первых, как было сказано, экономическая ситуация значительно лучше, общее количество работающих граждан, превышает число неработающих. По данным Комитета по статистике МНЭ РК, доля неработающих граждан составляет всего 2,5% от общего количества населения
Во-вторых, созданы механизмы контроля за деятельностью Фонда:
Финансовая отчетность Фонда будет официально систематически выставляться на сайте Фонда, публиковаться в СМИ и предоставляться Акционеру
В-третьих, согласно законодательству, создается резерв на непредвиденные расходы, в размере 3% от активов Фонда,
В-четвертых, внедрены механизмы гармонизации и балансировки доходной и расходной части Фонда. Это означает, что объем медицинских услуг будет закупаться с учетом собранных средств.
Сохранность активов Фонда обеспечивается посредством: